
Наша читательница обратилась к нам с предложением осветить такую тему как “социальные нормы потребления электроэнергии”:
“До перестройки эти соц.нормы соблюдались. Они означают, что у горожан есть определённые нормы потребления электричества, за которые плата не взымается. А взымается только в том случае, если потребление электричества превысило эти нормы потребления.
Так же наверное и с водой”.
В Советском Союзе до перестройки как такового понятия
“социальной нормы” потребления электроэнергии не то, чтобы не было - не было лимитирования и дифференциации тарифов, распространённых сегодня.
Вообще квартплата в СССР была очень низкой, в среднем около 3-5% от дохода семьи (чтобы стать советским должником по ЖКХ, требовалось очень и очень постараться), включала в себя оплату за электричество, воду, газ, отопление, вывоз мусора. Плата за электроэнергию зависела исключительно от количества электроприборов в домохозяйстве.
Военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов предоставлялось бесплатное жильё в рамках госсистемы обеспечения, за проживание в общежитиях квартплата либо отсутствовала, либо была символической, освобождались от платы за жильё инвалиды войны и малоимущие (либо малоимущим предоставлялись субсидии по соцпрограммам поддержки).
Начало было положено ещё декретом В. И. Ленина от 1921 года, и отдельные категории не платили даже за баню. Установки менялись. В иные годы “нэпманы” платили по максимальным ставкам. Состав льготников менялся и ширился вплоть до самого распада СССР.
В 1990-е годы встал вопрос о реформировании российской электроэнергетической отрасли в связи с проблемой перекрёстного субсидирования, когда на всей территории России для крупных промышленных предприятий тариф на электроэнергию был установлен на более высоком уровне, чем для населения. В советское время тарифы для населения были выше, чем для крупных потребителей.
Сейчас тарифы для населения регулируемые, а социального равенства нет, как и не было. Обеспеченные слои населения потребляют намного больше, тарифы - одинаковы. Назрела необходимость внедрения социальной нормы потребления электрической энергии, в пределах которой население должно получать электроэнергию по льготным тарифам, а сверх нее – по экономически обоснованным. К примеру, во Франции для семей с низкими доходами предусмотрены скидки от 30 до 50% на оплату электроэнергии в пределах 100 кВт-ч в месяц. Социальная норма также применяется в таких государствах, как Китай, Индия, Египет, Бразилия, ЮАР.
В России социальная норма потребления используется в ряде регионов с 1996 года факультативно: “Выбор населенных пунктов и адресов жилых помещений, данные в отношении которых принимаются для установления социальной нормы в соответствии с настоящим
Положением, осуществляется уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании предложений гарантирующих поставщиков электрической энергии в соответствующих населенных пунктах”. Т. о. социальная норма не является стандартом для всех регионов РФ. И ожидаемых положительных результатов от применения социальной нормы для экономики "пилотных" регионов не заявлялось.
Что нужно знать о социальной норме (СН) на электроэнергию:
- СН не ограничивает потребление электричества;
- электроэнергия в пределах СН оплачивается по сниженному тарифу;
- величина СН устанавливается с учетом общедомовых нужд;
- при наличии дифференцированного по зонам суток прибора учета применяется пропорционально фактическому потреблению;
- неиспользованный остаток на следующий период не переходит;
- применяется при наличии приборов учета (кроме случаев, когда техническая возможность установки прибор учета отсутствует);
- при выявлении безучетного потребления – не применяется.
Кроме того размер СН зависит от количества проживающих в квартире/доме, от сезонного фактора (применяются понижающий и повышающий коэффициенты), также учитывается степень износа жилья, а при сверхнормативном расходе применяется сверхтариф.
В Москве есть льготы, есть нормативы, нет единой социальной нормы потребления электроэнергии, определяющей льготный тариф.